Суббота, 2017-11-25, 04:41:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 166


Затраты и результаты

ЗАТРАТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В декабре 1972 г. на Землю возвратился экипаж "Аполлона-17" - Ю. Серан, Х. Шмитт, Р. Эванс. Шестая лунная экспедиция, а вместе с ней и американская лунная программа успешно завершились. С одной стороны, это был величайший триумф науки и техники, с другой - перед 350 тыс. человек, занятых в подготовке полётов, встал вопрос: что делать дальше?

Программа "Аполлон" за 11,5 лет "проглотила" более 12 млрд долларов. Создавались уникальные космические аппараты и наземные объекты, разворачивались гигантские производства. Цель, объявленная Дж. Кеннеди 25 мая 1961 г., была достигнута, и вся задействованная научно-техническая махина остановилась. Оказалось, что "лунная" космическая техника никому не нужна.

Нельзя сказать, чтобы это явилось полной неожиданностью. Уже на ранних этапах реализации программы была отлажена эффективная система передачи космических технологий другим областям производства. Ворсовые застёжки - "липучки", тефлоновое антипригарное покрытие, памперсы - вот только наиболее известные её бытовые результаты. Подсчитано, что распространение "лунных" технологий дало американской экономике эффект, оцениваемый более чем в 20 млрд долларов. Но созданная собственно для покорения Луны космическая техника не получила дальнейшего развития.

Несмотря на большую грузоподъёмность, не нашли применения РН "Сатурн" - им стало просто нечего "возить". Масса даже самых "навороченных" ИСЗ не превышает 20 т. Ещё одно препятствие - сложность и стоимость обслуживания огромной ракеты.

Когда стало ясно, что лунная программа ограничится несколькими полётами, в спешном порядке создали орбитальную станцию "Скайлэб". Она хорошо поработала на орбите, но не имела перспектив развития. Как не получили продолжения и различные проекты использования кораблей "Аполлон", которые не рассчитывались на длительную эксплуатацию в составе орбитального комплекса. Рассматривался, например, вариант тяжёлого орбитального перехватчика с размещением ракет "космос - космос" на раме лунного модуля. После завершения лунной программы было запущено ещё четыре корабля: три предназначались для доставки экипажей на орбитальную станцию "Скайлэб", а последний стыковался с "Союзом-19" в ходе экспериментального полёта "Аполлон""Союз" (ЭПАС).

Наземные сооружения и отработанные водородные технологии при создании двигателей ракеты-носителя "Сатурн-V" нашли применение в программе "Спейс шаттл".


"СОЮЗ" И "АПОЛЛОН" 

15 июля 1975 г. состоялся первый в истории мировой космонавтики совместный советско-американский полёт, в котором участвовали корабли "Союз" и "Аполлон". По инициативе Академии наук СССР и НАСА подготовка к нему велась с 1970 г. Сначала рассматривался вариант полёта "Аполлона" к станции "Салют", затем остановились на его стыковке с "Союзом". Это решение подтверждалось Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, подписанным 24 мая 1972 г. Одним из пунктов предусматривалась именно такая реализация программы ЭПАС.

Трудности при решении этой задачи - и технические, и организационные - ока за лись колоссальными. По существу предстояло совместить несовместимое. А таковым было всё - начиная от одежды космонавтов и кончая принятыми для расчётов параметрами геоида - земного шара. Кроме того, очень существенно различались системы сближения, стыковки и жизнеобеспечения.


СТЫКОВКА НЕСОВМЕСТИМОГО 

И на "Союзе", и на "Аполлоне" применялась схема "штырь - конус". При такой схеме реализации активный корабль обеспечивает сближение и стыковку, а пассивный выполняет только развороты. Однако до этого времени и тот и другой играли активную роль в штатных ситуациях, так что предстояло разработать новое стыковочное устройство. Его назвали андрогинным, поскольку оно позволяло каждому кораблю при сближении и стыковке играть и активную, и пассивную роли. Это должно было стать первым шагом на пути создания международной системы спасания в космосе. Совместимость соответствующих агрегатов, которые не являлись полностью идентичными, достигалась за счёт стандартизации взаимодействующих при стыковке элементов.

Чтобы устранить несовместимость радиотехнических систем поиска и сближения, следовало решить, какой корабль будет активным, а какой пассивным. Обычно при стыковке маневрирует аппарат с меньшей массой, что позволяет экономить общий расход топлива. "Аполлон" был значительно габаритнее и тяжелее "Союза" (длина - 13 м, вес - 15 т против 7 м и 7 т), однако из соображений надёжности и по причине большего запаса топлива в качестве активного выбрали первый. На нём остались его штатные радиотехнические системы, а на "Союзе" установили новые.

На всех советских космических аппаратах была обычная земная атмосфера, а на американских - кислородная при давлении, в три раза меньшем земного. Такой подход давал возможность снизить требования к прочности, а значит, и облегчить конструкцию при экспедициях на Луну, но при этом необходимо было увеличить содержание кислорода для свободного дыхания. На "Союзе" обеспечивалась непрерывная регенерация воздуха, а американцы расход кислорода восполняли из имеющихся на борту запасов. Совместный процесс кондиционирования осуществить при таких различиях невозможно.

Просто открыть люк и перейти из "Союза" в "Аполлон" нельзя из-за возникновения декомпрессионных расстройств - необходима постепенная адаптация космонавта в течение нескольких часов. От использования скафандров отказались по причине очень больших неудобств. Выход нашли в том, чтобы изменить атмосферу "Союза", повысив в ней содержание кислорода. В этом случае можно было использовать стыковочно-шлюзовой отсек, соединявший два корабля. Он представлял собой цилиндр диаметром около полутора и длиной около трёх метров.

Предусматривалось, что во время визита в каждом корабле обязательно остаётся один член экипажа для обеспечения безопасности. В случае же возникновения необходимости срочной расстыковки и посадки возвращение на Землю планировалось в том составе, в каком застанет аварийная ситуация.

Разного рода камни преткновения встречались почти на каждом шагу. Советские космонавты, например, одевались в такие тренировочные костюмы, которые в кислородной атмосфере становились пожароопасными (могли "искрить"). За короткое время пришлось создать новую ткань.

Как выразился один из американских специалистов, чтобы преодолеть трудности, русским и американцам необходимо было достичь "технического единомыслия".

Решили, что на всех участках автономного полёта (выведение на орбиту, дальнее наведение, подготовка к спуску и сход с орбиты) управление им осуществляет каждая сторона по своим методикам, но обе обмениваются полной информацией. Совместное управление начинается с участка причаливания и заканчивается расстыковкой. Все надписи в кораблях делались на двух языках, а чтобы правильно понимать сказанное, советский экипаж говорил по-английски, а американский - по-русски.

Не простым был и вопрос о порядке старта кораблей. Длительность полёта "Союза" могла быть шесть суток, а "Аполлона" - 11, к тому же американский корабль существовал в единственном экземпляре. Решили, что самой надёжной будет такая схема: готовятся два "Союза" - основной и резервный. Первым стартует "Союз". Если с основным состыковаться "Аполлону" не удастся или он задержится, будет использован резервный корабль. Соответственно в СССР готовились четыре экипажа, у американцев - два.

Чтобы опробовать многочисленные новые системы и устройства на "Союзе", провели два беспилотных и один пилотируемый запуски. Первый полёт состоялся 3-13 апреля 1974 г. Спускаемый аппарат беспилотного "Союза", получивший название "Космос-638", сорвался в баллистический спуск. Причину выяснили и устранили. Следующий, "Космос-672" (12-18 августа 1974 г.), полностью выполнил намеченную программу в автоматическом режиме. Пилотируемый космонавтами А. Филипченко и Н. Рукавишниковым "Союз-16" пробыл в космосе со 2 по 8 декабря 1974 г. Все испытания и эксперименты прошли успешно. 


ПОЛЁТ 

Запуск "Союза-19" (командир - Алексей Леонов, бортинженер - Валерий Кубасов) состоялся 15 июля 1975 г. в 15 ч 20 мин. Вслед за ним в 22 ч 30 мин по московскому времени отправился "Аполлон" (командир - Томас Стаффорд, пилот основного блока - Вэнс Бранд, пилот стыковочного модуля - Доналд Слейтон), когда точка его старта располагалась в плоскости орбиты советского корабля.

Перед стартом на "Союзе" отказала телевизионная система. Смоделировав ситуацию, в центре управления нашли неисправность в блоке коммутации. Следуя рекомендациям с Земли, Леонов и Кубасов сумели её устранить без необходимых инструментов и материалов. Воспользовались подручными средствами, например медицинским лейкопластырем вместо изоляционной ленты.

Не обошлось без отказов и у американцев: астронавтам долго не удавалось демонтировать штырь, с помощью которого на орбите выполнялась перестыковка модулей из стартового положения в рабочее. Стыковка с "Союзом" была возможна, а переход из корабля в корабль нет: застрявший штырь не позволял открыть люк в стыковочно-шлюзовой отсек.

Все усилия астронавтов оставались бесплодными, и им дали команду ложиться спать. Утром в зале управления полётом напряжённо следили, как они продолжают начатую накануне работу. Наконец экипажу удалось с ней справиться, и тут на экранах мониторов вместо служебной информации появился дружеский шарж: три астронавта в ковбойских сапогах сидят верхом на своём корабле и вглядываются в космос. Эту картинку Леонов ещё в Москве передал советским специалистам перед их отъездом в Хьюстон. Шутка разрядила напряжённую атмосферу.

Стыковка состоялась 17 июля 1975 г. в 19 ч 12 мин, и примерно через три часа Стаффорд и Слейтон вошли в "Союз". Это был исторический момент - рукопожатие и диалог представителей разных стран над планетой.

Около двух суток корабли существовали как единое целое. 19 июля они разошлись, затем снова состыковались. На этот раз роль активного аппарата играл "Союз". Всё прошло успешно, несмотря на близкое к предельно допустимому рассогласование параметров. Таким образом, унифицированная андрогинная система стыковки доказала свою работоспособность.


ИТОГИ 

Главный результат программы ЭПАС - создание совместимых средств и систем. При всей изначальной их несхожести этого удалось добиться. Многие тог да считали, что сотрудничество СССР и США в области исследования космического пространства будет продолжаться и бурно развиваться.

Именно так и случилось. Разрабатывая унифицированный стыковочный узел, имели в виду благородную, но не близкую цель - создание международной системы спасания в космосе. Хотя тогда она, возможно, не казалась далёкой. С тех пор прошло более четверти века, на орбите находится Международная космическая станция, а специализированного корабля-спасателя нет (в этом проекте его роль возложена на "Союз").

Следующее соглашение между США и Россией по совместному исследованию и использованию космического пространства было заключено только в 1992 г., ровно через 20 лет после соглашения по ЭПАС (программы "Мир" - "Спейс-шаттл" и "Мир" - НАСА). И вторая стыковка с американским кораблём тоже состоялась через 20 лет (29 июня 1995 г., "Мир" и "Атлантис").

Реализация программы ЭПАС дала очень многое. Благодаря ей объединились устремления, мысли и труд тысяч и тысяч людей, имевших разное мировосприятие, говоривших на разных языках и живших на разных континентах. Наверное, это было самым главным...


Сергей Александров, Валентина Пономарёва
Категория: Избранные статьи | Добавил: kankord (2007-03-02) | Автор: Эйсен
Просмотров: 1132 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright РЦ НТТУ - КБО ВАКО "Союз" © 2007 | Все права на эксклюзивные материалы принадлежат Администрации сайта. Ссылка на первоисточник обязательна!