Среда, 2024-04-24, 16:44:22

Мечта, Космос и ракеты

МЕЧТА, КОСМОС И РАКЕТЫ (ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОКОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ)

Принято думать, что космическая фантастика является порождением последних двух столетий и своим возникновением обязана научно-технической революции. Между тем корнями этот жанр уходит буквально в глубь веков. Первым "космическим" полётом можно считать путешествие легендарного Икара, который на искусственных крыльях неосторожно приблизился к Солнцу. Во II в. н. э. греческий писатель и философ Лукиан из Самосаты заставил героя своего романа "Икароменипп, или Заоблачный полёт" (около 161 г.) подобным образом подняться в воздух и долететь до Луны. В "Истинном повествовании" (около 170 г.) люди оказываются на ней вместе с кораблём, заброшенным туда чудовищной бурей. Они обнаруживают, что ближайшее к Земле небесное тело вполне обитаемо, а живущие там воюют и торгуют точно так же, как и земляне.

Однако следующие полторы тысячи лет человечество не вспоминало о полётах к иным небесным телам. Новый всплеск интереса к космической тематике связан с бурным развитием астрономии в XVI-XVII вв., вызванным, в свою очередь, совершенствованием оптических приборов. Высказанная Джордано Бруно в конце XVI в. мысль о множественности обитаемых миров во Вселенной уже через 100 лет стала общепринятым научным фактом. Знаменитый немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) в фантастическом романе "Сон" (1609 г., опубликован посмертно, в 1634 г.) пишет о существовании на Луне атмосферы и разумной жизни. В 1686 г. французский писатель и философ, один из отцов Просвещения Бернар де Фонтенель публикует "Беседы о множественности миров", где систематизирует данные современных ему астрономии и астрофизики, а также высказывает мысль об обитаемости планет Солнечной системы.

Спустя 13 лет, уже после смерти автора, появляется "Космотеорос", трактат голландского оптика Христиана Гюйгенса (того самого, который впервые определил скорость света) о множественности миров, где рассматривается не только гипотеза о существовании жизни на других планетах, а исследуются возможные её формы. Вскоре, пользуясь методами Гюйгенса, французский астроном Джованни Кассини установил, что звезда Сириус по размерам во столько же раз превосходит Солнце, во сколько оно само - Землю. И вот уже в романе французского философа и писателя Вольтера "Микромегас" (1752 г.) на Землю прибывает гигантский обитатель Сириуса, по дороге заглянувший на планету Сатурн, тоже оказавшуюся обитаемой. Таким образом, вплоть до середины XIX в. культурная общественность была уверена, что в космосе обитаем едва ли не каждый астероид. Потребовались немалые усилия учёных, чтобы доказать: жизнь во Вселенной - явление довольно редкое.

Вольтер не дал нам описания, каким образом его Микромегас совершает столь дальнее путешествие, фантазии же прочих авторов того времени редко простирались дальше использования птиц. Английский епископ Фрэнсис Годвин в посмертно вышедшем романе "Чело век на Луне, или Рассказ о путешествии туда, совершённом Доминико Гонсалесом, или Небесный посол" (1638 г.) отправляет своего героя к спутнику Земли в птичьей упряжке. Тот же способ избирает и французский писатель Сирано де Бержерак в книге "Иной свет, или Государства и империи луны" (1652 г., издана в 1657 г.), а также герой романа англичанина Даниеля Дефо "Консолидатор, или Воспоминания о различных событиях в лунном мире" (1705 г.).

Однако развитие науки требовало от сочинителей обращения к гораздо более правдоподобным и научно обоснованным способам космических путешествий. Уже Сирано де Бержерак предложил в качестве вспомогательного движителя для небесных колесниц использовать пороховые ракеты. В "Необыкновенном путешествии Ганса Пфааля" (1835 г.) американского писателя и поэта Эдгара По на Луну попадают на обыкновенном воздушном шаре. Великий французский фантаст Жюль Верн, не мудрствуя лукаво, отправил своих героев к Луне посредством гигантской пушки ("С Земли на Луну", 1865 г.).

Впрочем, большинство авторов, подобно Вольтеру, при описании межпланетных путешествий не затрудняли себя разработкой наукообразных технологий, ограничиваясь помощью сверхъестественных существ или магии либо использованием механических приспособлений, устройство которых оставалось за кадром. Так происходит в романе англичанки Элизабет Хейвуд "Несчастная принцесса" (1736 г.), утопии француза Ретифа де Ла Бретона "Южное открытие" (1781 г.), "Войне миров" Герберта Уэллса (1898 г.), романе Порфирия 1-1-2a- Инфантьева "На другой планете" (1901 г.) и в пенталогии "Маги" (1901-1916 гг.), принадлежащей перу известной романистки Веры Крыжановской.

Во второй половине XIX в. распространённым в литературе способом космических странствий стало использование антигравитации: за два десятка лет до уэллсовских "Первых людей на Луне" (1901 г.) она была описана в романах Перси Грэга "Через Зодиак" (1880 г.) и Джона Эстора "Путешествие в иные миры: роман будущего" (1894 г.). Персонажи некоторых авторов путешествуют на малых небесных телах - астероидах: именно так поступают герои жюльверновского "Гектора Сервадака" и "Лезабендио. Роман об астероидах" (1913 г.) немецкого писателя Пауля Шеербарта. А в России в 1913 г. был опубликован роман Б. Красногорского "По волнам эфира", где в качестве движителя космического корабля предложен сверхлёгкий металлический "парус", приводимый в движение солнечным светом. Вряд ли автор воспринимал своё изобретение всерьёз, однако построить такие "паруса" считается вполне осуществимым уже при нынешнем технологическом уровне.

И лишь в начале XX в. общепринятым способом преодоления космических пространств становится использование реактивной силы. Удивительно, но факт: впервые фантастические произведения, где описываются межпланетные корабли, приводимые в движение подобным образом, появились в России - стране, отнюдь не находившейся в те времена в числе лидеров технического прогресса да и не имевшей своей развитой научно-фантастической литературы. Роман Константина Эдуардовича Циолковского "Вне Земли", герои которого отправляются в путешествие по Солнечной системе на ракетном корабле, был написан ещё в 1896 г. Марсианский космический корабль, приводимый в действие атомным ракетным двигателем, возникает на страницах социалистической утопии Александра Богданова "Красная звезда", опубликованной в 1908 г. А начиная с "Аэлиты" Алексея Толстого (1923 г.) иного способа межпланетных полётов отечественная фантастика не признавала.

Как ни странно, западная фантастика с "внедрением" ракетной техники несколько запоздала. Даже Джон Картер, герой знаменитого "марсианского" цикла Эдгара Берроуза, положившего начало "космической опере", в открывающем серию романе "Боги Марса" (1912 г.) переносится на другую планету "астральным" способом. Кстати, сам термин "космическая опера" заимствован литературой по аналогии с многосерийными радиопостановками, сопровождавшимися рекламой мыла и называвшимися "мыльными операми".

Первые ракетные корабли появляются на страницах рассказов и повестей американских фантастов (Х. И. Флинт, О. Холл и др.) лишь в самом начале 20-х гг. XX в. Но уже в 1928 г. герои романа Э. "Дока" Смита "Космический Жаворонок" выходят на звездолёте за пределы Солнечной системы, чтобы пережить удивительные приключения на просторах Галактики. Тогда же были опубликованы первые рассказы Эдмонда Гамильтона из цикла "Межзвёздный патруль", а шесть лет спустя - "Космический Легион" Джека Уильямсона. Долгое время оставалось в тени творчество англичанина Олафа Стэплдона, не только нарисовавшего в романе "Последние и первые люди" (1930 г.) грандиозную космическую историю человечества, но и предвосхитившего многие излюбленные темы современной фантастики - от планетарной инженерии до эволюции человечества как вида.

Владислав Гончаров