Четверг, 2024-03-28, 18:12:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 166


Космическая музыка

"КОСМИЧЕСКАЯ" МУЗЫКА

Первые попытки композиторов "освоить" космическое пространство относятся к эпохе романтизма в музыке. Произведения Вагнера, Гофмана, Вебера, Мендельсона были наполнены не просто мотивами противоборства человека и окружающей действительности - в них отчётливо звучала тема борьбы человека со своей судьбой, стихией природы и стихией суеверий. Расцвет же этого музыкального направления пришёлся на 20-е гг. ХIХ в. и совпал с важным для современной музыки открытием немецкого физика Георга Ома: в 1827 г. учёный высказал мысль о том, что наше ухо способно разлагать любой сложный звук на простые тона.

Минуло больше века, прежде чем человечество научилось управлять одним из крупнейших достижений науки и техники - космическими ракетами. И первый полёт человека в космос стал колоссальным стимулом для создания композиторами совершенно иной музыки. Её форма, далёкая от стандартов и традиций, должна была соответствовать всем требованиям космической эры.

Первоначально в результате творческих поисков рождались песни, в которых главные герои - космонавты открывали новые удивительные миры на бескрайних просторах Вселенной.

И всё же для воплощения "космической" идеи композиторам ещё не хватало средств. Обычные инструменты не могли дать полного представления об иллюзорных, футуристических мирах человеку, осознавшему, что мечты о космосе - не научная фантастика, а реальность.

Всё изменилось в 1965 г., когда Роберт Муг, положив в основу своих экспериментов идею Ома, создал первый модулятор звуков - синтезатор. В звуках, издаваемых этим "инструментом будущего", и музыканты, и просто поклонники синтезатора слышали рокот турбин, космические голоса и словно размытую в безвоздушном пространстве печаль. Представителям поколения 60-х - мыслящим фантазёрам и безнадёжным романтикам нужна была именно такая музыка.

Песни и инструментальные произведения воспринимались в новом звучании как рассказ, как картины, раскрывающие перед слушателем иные миры. Философские размышления на тему бесконечности звучали в "космических" рок-операх и объёмных электронных полотнах французских музыкантов. Такую музыку и стали называть "космической". Однако этот собирательный образ основывался скорее на эмоциональном уровне, чем на музыкальном. Не случайно для того, чтобы написать современную "космическую" симфонию, необходимо было не только иметь синтезатор, но и придумать необычный сценический образ (одежда, напоминающая скафандр, или сцена, похожая на звездолёт), уметь фантазировать на тему космоса, т. е. не просто извлекать "неземные" звуки из инструмента, а управлять ими по задуманному сценарию. В конце 60-х - начале 70-х гг. это лучше всего получалось у мультиинструменталиста Жана-Мишеля Жарра - непревзойдённого мастера аудиовизуальных шоу. Звучание сразу нескольких синтезаторов создавало самые невообразимые эффекты: от звуков падающей воды до "голосов" неведомых миров.

Незабываемые костюмированные "космические" шоу устраивала немецкая группа "Крафтверк" ("Kraftwerk"). Её компьютерно-холодная, пугающая музыка словно напоминала об опасности роботизации сознания. А одетые в чёрные комбинезоны исполнители с невозмутимыми лицами роботов стояли в окружении компьютеров на сцене, превращённой фантазией художника в салон космического корабля.

Музыканты популярной в те годы французской группы "Рокетс" ("Rockets") появлялись перед слушателями в серебристых скафандрах, для пущей "инопланетности" наголо обрив головы и покрыв серебряной краской.

"Осваивал" космическое пространство в своём творчестве и легендарный английский музыкант Дэвид Боуи. В 1969 г. вышел его альбом "Спейс Оддити" ("Space Oddity"), а спустя три года специально для выступлений с этим альбомом Боуи создал сценический образ космического пришельца Зигги Стардаста.


Наталия Войкова
Категория: Дополнительные очерки | Добавил: kankord (2007-03-04) | Автор: Эйсен
Просмотров: 3007 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 1
1 Maliner  
0
Бывают в жизни огорченья tongue
Но это не тот случай dry

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright РЦ НТТУ - КБО ВАКО "Союз" © 2007 | Все права на эксклюзивные материалы принадлежат Администрации сайта. Ссылка на первоисточник обязательна!