Четверг, 2024-04-18, 10:57:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 166


"Ракетный" барон

"РАКЕТНЫЙ" БАРОН

В июле 1972 г. Вернер фон Браун покинул пост заместителя директора НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического простран ства) и стал вице-президентом одной из фирм, поставлявшей оборудование для орбитальной станции "Скайлэб". "Лунная гонка" завершилась, эпоха же пилотируемых полётов к Марсу и Венере, а тем более организации космических производств ещё не наступила.

Словно вспомнив молодость, фон Браун снова начал летать на планерах. За подъём на высоту около 3300 м над Аппалачами его даже наградили специальным Серебряным значком. Однако вскоре возникли серьёзные проблемы со здоровьем: была обнаружена злокачественная опухоль в почке. Неоднократные операции не смогли победить болезнь. И когда в начале 1977 г. президент США Джералд Форд присудил фон Брауну национальную медаль науки, врачи не разрешили представителям Белого дома провести в больнице церемонию награждения. В последние дни великого конструктора навестил Нил Армстронг, первый человек, ступивший на поверхность Луны. 16 июня 1977 г. в возрасте 65 лет Вернер фон Браун скончался. В память о нём в одном из окон церкви Преподобного Фрэнсиса Сейра в пригороде Вашингтона, возле которого он похоронен, установили настоящий лунный камень.

Увлечение космосом началось у Вернера фон Брауна ещё в детстве. Он родился 23 марта 1912 г. в знатной семье барона Магнуса фон Брауна, в будущем министра сельского хозяйства Пруссии. Одним из первых изобретений Вернера стал ящик на колёсах, оснащённый фейерверочными ракетами. С возрастом мечта о космических путешествиях всё более крепла. В 13 лет в руки Вернеру попала книга Германа Оберта "Ракета в межпланетное пространство". Под впечатлением от прочитанного он вместе с одноклассниками решил построить обсерваторию. В 1928 г. Вернер посещал собрания Общества межпланетных сообщений, а в 1929 г. на время каникул устроился подсобным рабочим в павильон киностудии "УФА", где Оберт консультировал фильм "Женщина на Луне".

Спустя год фон Браун поступил в Высшую техническую школу в Берлине. Там он с другими немецкими ракетчиками занимался испытаниями новой конической камеры сгорания для ЖРД, предложенного Обертом. Затем последовала учёба в Берлинском университете, а осенью 1932 г. руководитель разработок жидкостно-реактивных снарядов Армейской инспекции вооружений капитан Вальтер Дорнбергер пригласил талантливого студента на экспериментальную ракетную станцию в Куммерсдорфе. Через два года докторант Берлинского университета фон Браун уже проводил эксперименты с двигателями для ракет А-1 и А-2, работы по всё более мощным ЖРД (тягой до 1,5 т).

В 1937 г. фон Браун занимает пост технического директора нового ракетного центра в Пенемюнде. Основной целью центра было создание баллистической ракеты, способной нести до 1 т взрывчатки на расстояние до 300 км. Первый успешный старт такой ракеты - А-4, более известной как "Фау-2", состоялся 3 октября 1942 г. Однако мысль об освоении космоса не покидала конструкторов нового оружия. Ставший к тому времени генералом, Дорнбергер говорил: "Мы вторглись в космос нашей ракетой и впервые доказали, что ракетная тяга годится для космического путешествия". Это и другие высказывания не прошли для создателей "Фау-2" даром. Когда они отказались работать под руководством шефа гестапо Г. Гиммлера, их арестовали (15 марта 1944 г.) под тем предлогом, что они ставили мечты о космических полётах выше, чем необходимость совершенствования "Фау-2" как "оружия возмездия". Лишь через несколько недель благодаря обращению рейхсминистра Шпеера лично к А. Гитлеру все вышли на свободу.

Боевая эффективность применения ракет при обстреле английских городов была очень низкой. Но на их создание затрачивались огромные средства. Так, расходы на производство одной ракеты оказались сопоставимы с расходами на постройку бомбардировщика. Располагались секретные заводы под землёй, в горах Нордхаузена. На них трудились тысячи узников специальных концлагерей. Практически никто из заключённых не дожил до разгрома Германии: они были расстреляны ради сохранения секретности.

Сам же технический директор, генерал Дорнбергер и другие руководители ракетных проектов в мае 1945 г. сдались американской армии. В 33 года фон Браун вновь вернулся к конструированию ракетной техники, но теперь уже на полигоне Уайт-Сэндс. Немецкие специалисты во главе с фон Брауном занимались обучением американского персонала обращению с "Фау-2". "Нас положили на лёд в то время, когда другие продвигают наши разработки", - писал он впоследствии. Большого интереса к развитию ракетного оружия американские власти не проявляли.

Однако в 1949 г., после испытаний в СССР атомной бомбы, ситуация изменилась. Работы по баллистическим ракетам в США резко интенсифицировались: нужно было увеличивать число ядерных зарядов и средств их доставки. Фон Брауну направили группу специалистов, и он со всей страстью принялся за новый проект. Осуществляли его в специально созданном ракетном центре "Редстоун" в штате Алабама, то же название - "Редстоун" - получила и ракета. Фон Браун проживал рядом с центром, в пригороде Хантсвилла. Финансовое положение его улучшилось. Он съездил в Германию, откуда вернулся женатым человеком, взял кредит и приобрёл виллу. На службу барон Браун приезжал на "крайслере", ежегодно меняя любимую модель, а для более дальних поездок использовал личный самолёт...

Миновал корейский кризис. Политические страсти понемногу утихли, и финансирование работ в "Редстоуне" сократилось до минимума. Не слишком удачно складывались финансовые дела и самого фон Брауна: нужно было содержать семью, выплачивать кредиты за виллу, помогать оставшимся в Германии коллегам. В середине 50-х гг. к нему обратился Уолт Дисней, предложив сделать телевизионную программу по книге Брауна "Человек в космосе". Проект имел огромный успех: программу посмотрело 42 млн зрителей. Фон Браун обрёл чрезвычайную популярность. В открывшемся в 1955 г. Диснейленде одним из главных экспонатов стала ракета "Фау-2", а наиболее посещаемым - аттракцион "Ракета на Луну". В его павильоне с помощью кинофильма и технических трюков создавалась иллюзия полёта на космическом корабле. Говорят, что в то время школьники меняли два автографа Брауна на один - Элвиса Пресли.

Тем не менее проекты по запуску искусственного спутника Земли поддержки правительства не получали. К фон Брауну обратились только после неудачи с собственным проектом "Авангард". "Ракетный" барон не подвёл: через месяц с небольшим после разговора с президентом созданный им носитель открыл США дорогу в космос.

А 16 июля 1969 г. ракета-носитель "Сатурн" впервые в мире вывела космический корабль ("Аполлон-11") на траекторию полёта к поверхности Луны. Это был главный запуск в жизни фон Брауна, и он пригласил на него Германа Оберта, которого считал своим учителем.

Фон Браун разрабатывал также лунный вездеход "Лунар Ровер", проекты орбитальной станции "Скайлэб" и космического челнока. Он убеждал всех в необходимости полётов к планетам и создания постоянной орбитальной станции. Но Соединённые Штаты уже взяли реванш у Советского Союза и к словам конструктора не очень-то прислушивались. Один из управляющих НАСА говорил, что фон Браун "стал похож на дирижёра, внезапно оставшегося без оркестра"…

 

Василий Чеснов

Категория: Дополнительные очерки | Добавил: kankord (2007-03-04) | Автор: Эйсен
Просмотров: 1501 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright РЦ НТТУ - КБО ВАКО "Союз" © 2007 | Все права на эксклюзивные материалы принадлежат Администрации сайта. Ссылка на первоисточник обязательна!