Среда, 2024-12-04, 10:58:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 166


Первые пилотируемые

ПЕРВЫЙ БУДЕТ НА "ВОСТОКЕ" 

Полёту человека в космическое пространство и в Советском Союзе, и в США придавалось громадное значение. Но никто из запускавших Юрия Гагарина не думал, что мир восторженно отреагирует на это событие.

Решение о полёте человека в космос было принято в 1959 г., и первые 20 кандидатов начали подготовку. В августе 1960 г. Правительство СССР утвердило "Положение о космонавтах", тогда же отобрали "ударную шестёрку" для подготовки к полёту. В январе 1961 г. Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, Г. Г. Нелюбов, А. Г. Николаев, В. Ф. Быковский и П. Р. Попович успешно сдали экзамены Государственной комиссии. 3 апреля 1961 г. состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, на котором приняли решение о запуске человека в космос. 

Космонавт должен был сделать один виток вокруг Земли. Главная задача полёта - проверить возможность пребывания человека в космосе и надёжность средств приземления.

Пилотом-космонавтом корабля-спутника (так в те годы он официально именовался) Государственная комиссия назначила Юрия Алексеевича Гагарина. 12 апреля 1961 г. в 9 ч 18 мин по московскому времени впервые в мире был выведен на орбиту ИСЗ с человеком на борту. По завершении программы спускаемый аппарат и космонавт отдельно друг от друга на парашютах совершили успешную посадку.


ВТОРОЙ НА ВТОРОМ ("ВОСТОК-2") 

Второй полёт планировался продолжительностью до семи часов (три-четыре витка), однако С. П. Королёв настоял на суточном, но предусматривавшем возможность посадки вручную спустя три-четыре витка полёта. Космонавт должен был уже, в отличие от Гагарина, ориентировать корабль в пространстве, наблюдать и снимать на плёнку через иллюминатор Землю и звёзды, поддерживать радиосвязь и следить за состоянием своего здоровья. Распорядок дня составлялся с учётом земного ритма жизни.

Старт космического корабля "Восток-2", пилотировавшегося майором Г. С. Титовым, дублёром Ю. А. Гагарина, ставшим космонавтом № 2, состоялся 6 августа 1961 г.

В начале второго витка Титов приступил к съёмке отдельных участков Земли. Предпочтение отдавалось тем, где находились военные базы стран НАТО. К сожалению, после четвёртого витка космонавт почувствовал себя плохо: до конца полёта его не отпускали головные боли и тошнота. Причиной тому была реакция вестибулярного аппарата Титова, оказавшегося не готовым к длительному пребыванию в невесомости. Единственным способом противостоять недомоганию стал отказ от резких движений.

Тем не менее намеченная программа была выполнена полностью. Корабль перешёл на траекторию спуска. На высоте около 10 км космонавт катапультировался и в 10 ч 18 мин удачно приземлился на парашюте.


ВМЕСТЕ, НО ПО ОДНОМУ: "ВОСТОК-3" И "ВОСТОК-4" 

Итак, СССР обогнал США в освоении космоса, но Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв желал закрепить достигнутое превосходство. Нужно было убедить весь мир в неслучайности первых удач. Групповым полётом двух кораблей хотели показать, что у нас есть всё для освоения космоса: и подготовленный отряд, и возможность быстро создавать новые корабли.

Первоначально он планировался на март 1961 г., но, так как корабли не были готовы, его перенесли на август 1962 г. 11 августа 1962 г. состоялся старт "Востока-3" с А. Г. Николаевым, а на следующий день - "Востока-4" с П. Р. Поповичем. В первые сутки полёта Николаеву предстояло покинуть кресло и проверить способность человека свободно "плавать" в невесомости. Это был рискованный шаг: руководители полёта сомневались даже в том, сможет ли космонавт вернуться назад и пристегнуться перед приземлением, поскольку катапультирование происходило в кресле. Несмотря на то что с самого начала Николаев слишком сильно оттолкнулся и ударился шлемофоном о потолок кабины, он блестяще справился с задачей. Второй пробовавший сделать это Попович уже пытался развлекаться, делая аккуратные, но достаточно резкие движения, вращаясь в разные стороны. Кроме того, быстрые и разнообразные повороты головы больше не приводили к сильному головокружению и головной боли - новая система тренировок дала о себе знать.

Пролетая ночью над Турцией, Николаев наблюдал города и даже аэродром, на котором отлично различалась взлётно-посадочная полоса. Ешё он разглядел много морских судов, а также пирсы и дороги. Сообщение об этом чрезвычайно удивило представителей военных: увидеть столь мелкие детали с высоты почти 200 км! Но затем при каждом следующем полёте космонавты получали задания визуально наблюдать военные объекты стран НАТО.

В конце третьих суток П. Р. Попович передал по радио условный сигнал: "Наблюдаю грозу", означавший плохое самочувствие и требование срочной посадки. К счастью, вскоре выяснилось, что на борту всё в порядке, космонавт просто видел самую настоящую грозу, но предложение о продлении полёта уже успели отклонить.

В этот же день, после выполнения программы полёта, корабль пошёл на спуск. В районе посадки оказалось много камней, но А. Г. Николаев смог приземлиться на ровную площадку размером 2 2 м, а через шесть минут опустился на парашюте и П. Р. Попович.


СВИДАНИЕ НА ОРБИТЕ: "ВОСТОК-5" И "ВОСТОК-6" 

В 1961 г. поступило известие, что группа американских лётчиц требует включить их в отряд астронавтов. И в 1962 г. в Советском Союзе пять молодых девушек, одной из которых суждено было стать первой в мире женщиной-космонавтом, приступили к подготовке. Первоначально даже хотели запустить одновременно два корабля, каждый с женщиной на борту. Потом всё же решили, что разумнее назначить командиром одного из них мужчину. 29 апреля 1963 г. Президиум ЦК КПСС одобрил предложение главного конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва осуществить смешанный групповой полёт в мае-июне текущего года. Первыми кандидатами стали В. Ф. Быковский и В. В. Терешкова. В 15 ч 14 июня 1963 г. Быковский отправился в космический рейс на корабле "Восток-5". 

В намеченное время 16 июня стартовал "Восток-6" с Терешковой на борту. Участие в эксперименте женщины-космонавта позволило провести сравнительный анализ воздействия условий орбитального полёта на организм человека. Полёт Валентина Терешкова перенесла удовлетворительно и выполнила заданный объём работ.

Программа научных исследований была одинаковой для обоих экипажей и включала киносъёмку Земли, её облачного покрова, горизонта при восходе и заходе Солнца, фотографирование планет, объектов стран НАТО, а также визуальное наблюдение за ними и перемещением военных флотов. Предусматривалась также попытка обнаружить неизвестные ранее иностранные военные объекты.

19 июня групповой полёт был успешно завершён (маленькая неприятность случилась при катапультировании: Валентина Терешкова получила небольшую ссадину на носу). В 11 ч 20 мин приземлился "Восток-6", а в 14 ч 06 мин - "Восток-5". Превосходство советской космонавтики подтвердилось ещё раз, но этот полёт оказался последним для "Востоков".


ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ "ВОСТОКА" 

Сначала построили восемь кораблей "Восток". В марте 1963 г. было заказано ещё четыре. Вырисовывалась даже определённая программа. Космонавты готовились к одиночным и групповым полётам продолжительностью до десяти суток для решения в основном военных задач. Главная цель - наблюдение за отдельными районами, а также испытание различного оборудования перед его использованием по только зарождавшейся тогда программе "звёздных войн".

Однако в связи с информацией о готовившейся в США серии полётов двухместных кораблей "Джемини" в феврале 1964 г. программу одиночных полётов закрыли, а космонавты начали готовиться к стартам на трёхместных "Восходах". Четыре корабля "Восток" стали переделывать: два - под "Восход" (испытательный и рабочий) и, аналогично, два других - под "Выход" ("Восход-2").


КОСМИЧЕСКОЕ ТРИО 

Готовившийся в США полёт космического корабля "Джемини-3" (Вирджил Гриссом и Джон Янг должны были стартовать в марте 1965 г.) вынудил С. П. Королёва торопиться с тем, чтобы опередить американцев и на этот раз.

Оставалось неясным, как разместить в одноместном "Востоке" троих. Ради этого пришлось отказаться от скафандров, а приземление проводить в спускаемом аппарате. Свою надёжность и "непрогораемость" при торможении в атмосфере он доказал при полётах "Востоков". Высвободившееся пространство могли занять ещё два космонавта. Очень жёсткими стали и ограничения по полезной нагрузке: учитывался каждый килограмм веса самих членов экипажа. Одновременно шла подготовка девяти космонавтов: П. И. Беляева, В. Ф. Быковского, Б. В. Волынова, Л. С. Дёмина, В. М. Комарова, А. А. Леонова, П. Р. Поповича, Г. С. Титова, Е. В. Хрунова.

Первоначально предполагалось, как и прежде, сформировать экипаж из военных. Но С. П. Королёв страстно желал нарушить сложившийся порядок и ввести "своего человека". Окончательный состав экипажа был определён уже на космодроме: командир - подполковник-инженер Владимир Комаров, инженер-исследователь Константин Феоктистов и врач-исследователь Борис Егоров.

12 октября 1964 г. состоялся запуск трёхместного корабля "Восход". Суточный полёт прошёл нормально. Главная цель - опередить американцев по количеству людей, побывавших в космосе в составе одного экипажа, - достигнута.


"ВЫХОД" НА "ВОСХОДЕ" 

Наряду с реализацией программы полёта трёхместного корабля С. П. Королёв одновременно предложил приступить к подготовке выхода человека в открытый космос. Все работы в этих двух направлениях велись параллельно. Это также было ответом на аналогичную попытку американцев. Планировалось, что в ходе полёта один из астронавтов сначала высунется по пояс из люка "Джемини", а затем выйдет в открытый космос.

Советская программа получила название "Выход", так же как и корабль, но после старта он был официально переименован в "Восход-2".

Самый главный вопрос состоял в том, как и где будет проходить шлюзование, ведь нельзя выйти в космос непосредственно из корабля, не разгерметизировав его. Американский вариант, предусматривавший именно это, не подходил из-за особенностей конструкции наших "Восходов". Хотели установить металлическую шлюзовую камеру внутри, но не позволили параметры корабля. В результате сделали герметичную трубу из прорезиненной ткани, крепившуюся снаружи и надувавшуюся сжатым воздухом. Космонавт, зайдя в неё, закрывал за собой люк, а потом, выпустив воздух, выходил "на улицу".

Старт "Восхода-2" с космонавтами А. А. Леоновым и П. И. Беляевым состоялся 18 марта 1965 г. После выхода корабля на орбиту "выехала" шлюзовая труба. Беляев посмотрел на часы и дал Леонову команду начинать. Тот перебрался в шлюз, выровнял давление и вышел в космос. Первое, что он увидел, было яркое солнце. Космонавт оттолкнулся, и его закрутило. Леонов подтянул фал и приблизился к кораблю. Настало время возвращаться. "Подплыв" к обрезу шлюзовой камеры, он сгруппировался, чтобы попасть в неё вперёд ногами - тогда руками удобно закрывать выходной люк. Однако у него ничего не получилось: на Земле не предполагали, что в вакууме скафандр столь сильно раздуется, деформируется и не пролезет в люк. Леонов совершил ещё одну попытку и чуть было не застрял. Оставалось лишь стравить воздух, уменьшив тем самым на треть давление в скафандре. Только после этого ему с трудом и теперь уже головой вперёд удалось протиснуться в узкий проход. Кое-как развернувшись в трубе и закрыв крышку люка, Леонов вернулся в кабину.

Отстрелили уже ставшую ненужной шлюзовую камеру, в результате чего корабль раскрутило так, что пришлось включать двигатели, чтобы его стабилизировать. Теперь надо было готовиться к посадке, а тут ещё появилась опасность возникновения пожара. Но им повезло: после снижения температуры первая же команда автоматического цикла посадки прошла нормально. Однако тормозная двигательная установка в автоматическом режиме не сработала, пришлось ориентировать и сажать корабль вручную на следующем витке. Выполняя ориентацию, Беляев задержал включение тормозной установки. В результате на 568 км отклонились от расчётной точки посадки.

Космонавтов обнаружили только через четыре часа после приземления в 180 км от Перми в глухом таёжном лесу. Они сидели около корабля и обедали. Ещё спустя восемь часов в 5 км от них на ближайшей пригодной площадке смог сесть вертолёт со спасателями, которые далее двинулись пешком, а температура в районе посадки была -50° С. Поняв, что засветло к месту не добраться и ночевать космонавтам придётся в тайге, им с вертолёта сбросили тёплую одежду.

На следующее утро, 20 марта, с вылетевшего к ним вертолёта видели, как один рубил дрова, а второй подкладывал их в костёр. Лишь к половине двенадцатого к космонавтам пробилась первая группа спасателей, так что и вторую ночь они провели в лесу. Утром 21 марта вместе со спасателями Беляев и Леонов двинулись к вертолёту. На аэродроме, куда он приземлился после вызволения их из таёжного плена, уже ждал специальный самолёт Ан-10, в 11 ч вылетевший с космонавтами на Байконур.


НЕВЗОШЕДШИЕ "ВОСХОДЫ" 

После успешного полёта двух первых "Восходов" С. П. Королёв решил отправить на "Восходе-3" целиком научную экспедицию. Подготовка велась в течение года по военно-научной программе "Город". На борту предполагалось установить аппаратуру для наблюдения за наземными объектами, работающую в высокочастотном и инфракрасном диапазонах.

Однако после смерти С. П. Королёва новый главный конструктор В. П. Мишин сначала изменил программу полётов, сделав чисто военной, а в 1966 г., решив, что корабль "Восход" морально устарел, и вовсе закрыл её.

В 1966 г. планировался также полёт "Восхода-4". По большой и очень насыщенной научно-исследовательской программе готовились два женских и один мужской экипажи. В ходе 15-суточного полёта предусматривался выход женщины в открытый космос. Одновременно с этим решался вопрос о смешанном экипаже. Но всё осталось только на бумаге.

Космонавт Б. Б. Егоров активно продвигал идею о включении в экипаж врача и об отправке на космическом корабле животных: существовал целый ряд проблем, связанных с функционированием вестибулярного аппарата, сердечно-сосудистой системы и т. д. Кроме того, было не ясно, можно ли в условиях невесомости вводить что-либо внутривенно и подкожно, а также делать хирургические операции. Ответить на эти вопросы предполагалось в ходе запланированного полёта "Восхода-5". В состав экипажа вошли медики, на которых возлагалось проведение сложных экспериментов с животными. Одним из врачей, готовившихся к полёту, был Ю. А. Сенкевич (1937-2003), впоследствии известный путешественник и телеведущий. После закрытия программы он уехал в антарктическую экспедицию...


АМЕРИКА НАЧИНАЕТ ДОГОНЯТЬ 

Каждая удача американской космонавтики широко освещалась в средствах массовой информации. Приводились не только технические данные выведенных объектов, но и рассказывалось об их создателях, возводившихся в ранг национальных героев. Конструктор Вернер фон Браун и учёные-физики Ван Аллен и Уильям Х. Пикеринг стали известны всей Америке сразу после запуска 30 января 1958 г. первого американского спутника "Эксплорер-1". А 9 апреля 1959 г. НАСА назвало имена семерых военных лётчиков, проходивших подготовку по программе "Меркурий", именно им предстояло войти в первую семёрку астронавтов: Доналд Слейтон, Джон Гленн, Скотт Карпентер, Алан Шепард, Гордон Купер, Вирджил Гриссом, Уолтер Ширра.

Мощного носителя, подобного советской "семёрке", у Соединённых Штатов не было. Космический корабль и ракета создавались ими практически одновременно. И хотя о планах СССР запустить искусственный спутник Земли с человеком на борту ничего известно не было, следующий шаг советской космонавтики представлялся очевидным. Основным требованием при разработке корабля "Меркурий" ("капсула", по американской терминологии) являлась минимизация его веса, чтобы использовать имевшуюся в распоряжении ракету-носитель. Коническая форма "Меркурия" и атмосфера внутри капсулы, состоявшая из чистого кислорода, при давлении до 340 миллибар позволяли отказаться от головного обтекателя и сделать стенки корабля более тонкими. Для их изготовления использовался титан.

Лётные испытания "Меркурия" и системы аварийного спасения астронавта при старте начались 4 ноября 1959 г. Связка из восьми твердотопливных ракет "Литл Джо" обеспечивала полёт капсулы по баллистической траектории с максимальной высотой 160 км. Были отработаны термозащитное покрытие, предотвращавшее перегрев и разрушение спускаемого аппарата при входе в атмосферу, и парашютная система. 4 декабря 1959 г. "Литл Джо" стартовал с макакойрезусом по кличке Сэм на борту. Обезьяна хорошо перенесла полёт, выдержав более чем 14-кратные перегрузки. Другим своим полётом "Мисс Сэм" окончательно доказала, что короткие космические путешествия по плечу и "женщинам".

Американский лётчик не стал первым космонавтом, уступив место советскому, но подготовка продолжалась. Почти через четыре недели после полёта Юрия Гагарина, 5 мая 1961 г., с мыса Канаверал (штат Калифорния) стартовал "Редстоун"-"Меркурий". Носитель мог обеспечить только суборбитальный полёт корабля с Аланом Шепардом на борту. За 15 мин полёта он достиг высоты 187 км, и около пяти минут астронавт находился в состоянии невесомости. Все системы корабля сработали в соответствии с программой. 21 июля Вирджил Гриссом совершил второй подобный полёт. После приводнения нарушилась герметичность входного люка, в аппарат начала поступать вода, и он затонул, но Гриссом смог выбраться наружу и был спасён. Инцидент показал: любой этап полёта связан с большим риском. Руководство НАСА, решив, что накоплен достаточный опыт и нет необходимости лишний раз подвергать опасности жизнь человека, закрыло программу суборбитальных полётов. 29 ноября 1961 г. новый носитель "Меркурий"-"Атлас-5" вывел на орбиту вокруг Земли капсулу с шимпанзе на борту. После двух витков включились тормозные двигатели, и спускаемый аппарат успешно приводнился. Теперь настала очередь человека.

Первым американцем, совершившим 20 февраля 1962 г. орбитальный полёт, стал Джон Гленн. Вывод корабля на орбиту, три витка вокруг Земли и приводнение прошли без замечаний. 24 мая по аналогичной программе выполнил полёт Малколм Карпентер. Он, так же как и Гленн, видел в иллюминатор "огненных мух", но подготовленный к их появлению установил, что это кристаллики топлива, вылетавшего из сопла двигателя, который контролировал высоту орбиты.

3 октября Уолтер Ширра провёл на орбите более девяти часов, а стартовавший 15 мая Гордон Купер за 34 ч 20 мин совершил 22 витка вокруг Земли. Он уже пробовал есть и спать в космосе, выполнять несложные научные эксперименты.

Далее планировался совместный полёт двух кораблей, но НАСА объявило, что программа "Меркурий" не может дать ничего нового для американской астронавтики. И был взят курс на Луну. Теперь требовалось отрабатывать стыковки и выходы в открытый космос. Эти задачи решались в рамках программы "Джемини".


ПЕРВЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ РЕКОРДЫ 

Программа "Джемини" была одобрена в декабре 1961 г. Орбитальная капсула "Меркурий" не могла обеспечить маневрирование на орбите, необходимое для стыковки. Её размеры не только не позволяли установить двигатели и баки с необходимым количеством топлива, но и взять на борт достаточное количество кислорода, воды и пищи для многодневного пребывания астронавтов в космосе. Всё это сделал возможным новый корабль "Джемини". Он почти в два раза по размерам и массе превосходил своего предшественника. Внутри капсулы размещались два астронавта. Ферму с системой спасения при старте заменили катапультируемыми креслами. Корабль должен был выводиться на орбиту новым мощным носителем "Титан-2".

Первые два запуска кораблей "Джемини-1" и "Джемини-2" в беспилотном варианте состоялись соответственно в апреле 1964 г. и январе 1965 г. Всё прошло гладко, и 23 марта 1965 г. стартовал первый из десяти пилотируемых кораблей - "Джемини-3" с астронавтами Вирджилом Гриссомом и Джоном Янгом на борту. Они опробовали двигатели коррекции орбиты и, совершив три витка вокруг Земли, благополучно приводнились в Атлан тиче ском океане.

"Джемини-4" с Джеймсом Макдивиттом и Эдуардом Уайтом находился на орбите чуть более четырёх суток. В ходе этого полёта американские медики не только рассеяли свои опасения относительно негативного воздействия невесомости на организм человека, но и убедились в высокой работоспособности астронавтов на орбите. Уайт осуществил выход в открытое космическое пространство и пробовал передвигаться в нём при помощи специального реактивного пистолета. Неполадки с электропитанием не позволили экипажу "Джемини-5" - Гордону Куперу и Чарлзу Конраду - полностью выполнить программу. Тем не менее корабль пробыл на орбите около восьми суток и сблизился с виртуальным кораблём.

Следующими готовились к старту Уолтер Ширра и Томас Стаффорд на "Джемини-6". В их программу входила отработка элементов стыковки - сближение со специальной "мишенью", выведенной на орбиту второй ступенью РН "Аджена". Но "Атлас"-"Аджена" 25 октября 1965 г. взорвалась на старте, и запуск подготовленного корабля был отложен. 4 декабря начался двухнедельный полёт "Джемини-7" с астронавтами Фрэнком Борманом и Джеймсом Ловеллом. 15 декаб ря к ним на свидание прилетел "Джемини-6". Два космических корабля впервые осуществили взаимное маневрирование и сближение на орбите. А первую стыковку со ступенью "Аджены" выполнили Нил Арм стронг и Карпентер на "Джемини-8" 16 марта 1966 г. Не всё прошло хорошо: заклинило один из двигателей "Аджены", и она вместе с пристыкованным кораблём начала раскручиваться. С трудом отстыковавшись, но не сумев полностью погасить вращение, астронавты приводнились в Тихом океане, а не в запланированном месте в Атлантическом.

В последующих трёх полётах "Джемини" сближение и стыковка проходили в соответствии с программой, но 3 июня 1966 г. "Джемини-9" постигла неудача: не произошёл отстрел головного обтекателя на "Аджене", и стыковочный узел оказался недоступен. Экипажу - Томасу Стаффорду и Юджину Сернану - пришлось ограничиться маневрированием, сближением и проведением экспериментов в открытом космосе.

Отработка стыковки была одной из главных задач программы "Джемини". Возникало много трудностей при создании предназначавшегося для этого узла и немало сомнений относительно возможности провести маневрирование вблизи непилотируемой ступени "Аджены". Собственно стыковочная техника не подвела, отказывали совершенно другие системы. Только Джон Янг и Майкл Коллинз на "Джемини-10" полностью выполнили программу. При стыковавшись, они с помощью двигателя "Аджены" подняли орбиту более чем на 500 км (753,3 км в апогее). В последующих полётах "Джемини-11" и "Джемини-12" операция причаливания, как и эксперименты по изменению орбиты связкой "Джемини"-"Аджена" (до 1368,9 км в апогее), прошла успешно. Большее внимание астронавты смогли уделить работе в открытом космосе. Завершил программу "Джемини-12" (11- 15 ноября 1966 г.), а слетавший в нём Эдвин Олдрин пробыл в открытом космосе свыше двух часов.

В ходе её выполнения были установлены первые американские рекорды в области пилотируемой космонавтики и осуществлена первая в истории стыковка космических аппаратов. Почти две недели (330 ч 35 мин), проведённые на орбите Земли Борманом и Ловеллом, будут превзойдены (424 ч 59 мин) только Андрияном Николаевым и Виталием

Севастьяновым во время полёта на "Союзе-9" в 1970 г. Два часа пребывания в открытом космосе тоже долго оставались рекордом до начала работ на орбитальной станции "Салют-7" в 1982 г. Однако утверждение приоритетов в освоении космического пространства не являлось главным результатом реализации программы. Были отработаны системы и действия астронавтов, необходимые при осуществлении пилотируемой экспедиции на Луну. Более того, за полтора года полётов "Джемини" американцы сумели не только подготовить команду астронавтов для лунной программы "Аполлон", но и в основном сформировать персонал для работы в центре управления предстоящей экспедицией.

Соединённые Штаты опоздали с запуском первого спутника и первого человека в космическое пространство. 25 мая 1961 г. президент США Джон Кеннеди заявил, что американский гражданин станет первым человеком на Луне. Шаг за шагом началось движение к по став ленной цели. Каждый последующий полёт и "Меркурия", и "Джемини" закреплял и развивал успехи предыдущего. Конечно, Америка спешила: не желала уступать в "лунной гонке". Но тем не менее там не предпринимали необдуманных шагов - "поспешали не торопясь". Будущее подтвердило правильность выбранной тактики, в результате которой СССР оказался в роли догоняющего.

 
Александр Глушко, Василий Чеснов

Категория: Избранные статьи | Добавил: kankord (2007-03-02) | Автор: Эйсен
Просмотров: 5407 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright РЦ НТТУ - КБО ВАКО "Союз" © 2007 | Все права на эксклюзивные материалы принадлежат Администрации сайта. Ссылка на первоисточник обязательна!