ГАГАРИН: 108 МИНУТ
"Взгляд мой остановился на часах, - описывал полёт в
книге "Дорога в космос" Юрий Гагарин. - Стрелки показывали 9 ч 7 мин
московского времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как
гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно
оторвался от стартового устройства. Началась борьба ракеты с силой земного
тяготения... Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное ещё
более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого".
При выведении корабля на орбиту космонавт поддерживал
радиосвязь с Центром управления полётами (ЦУП), наблюдал за световой
сигнализацией на приборной панели, контролировал отделение ступеней ракеты. Действие
перегрузок и вибраций при взлёте Гагарин перенёс вполне удовлетворительно. Вскоре
наступило состояние невесомости, но это не сказалось на его самочувствии. В
полёте космонавт ел пищу, упакованную в тубы, и пил воду. Вся бортовая
аппаратура в первом космическом рейсе человека работала в автоматическом режиме.
"Когда я впервые взглянул из иллюминатора космического
корабля на нашу планету, - писал впоследствии Ю. А. Гагарин, - я восхитился
красотой цветущей Земли". В 10 ч 25 мин, после того как был завершён виток
вокруг земного шара, прошла команда на спуск. Включилась тормозная двигательная
установка, и началось снижение. Перегрузка нарастала. Корабль стал вращаться. Гагарин
едва успевал закрываться, чтобы ослепительный свет Солнца не попадал в глаза, но
не воспользовался шторками, ожидая отделения спускаемого аппарата. Он знал, что
это должно произойти через 10-12 с после начала торможения. Космонавту
показалось, что прошло больше времени, но разделения не было, а вращение
продолжалось. Решив, что при столь ненормальной ситуации он всё равно где-нибудь
приземлится ещё до Дальнего Востока, Гагарин передал на Землю: "ВН" -
всё нормально. Неожиданно замедлилось вращение корабля, загорелась термозащита.
Через иллюминатор космонавт видел свет пламени, бушевавшего вокруг корабля. Перегрузка
плавно нарастала, и пришлось напрячься, что помогло её перенести.
На высоте 7 км скорость аппарата была погашена достаточно, произошёл
отстрел крышки люка, и космонавт катапультировался вместе с креслом, а на
высоте 4 км раскрылся парашют. 12 апреля 1961 г. в 10 ч 55 мин по московскому
времени Ю. А. Гагарин приземлился неподалёку от деревни Смеловки Терновского
района Саратовской области.
"Нет, - говорила потом жена космонавта, - пожалуй, назвать
этот день вершиной его жизни будет не совсем верно. Вершина - это значит, что
дальше путь вниз, подъём завершён. Юрий мечтал о новых вершинах. Он мечтал о
движении. В нём видел смысл человеческого бытия..."
"Невиданный поток славы обрушился на первого космонавта,
- вспоминал заместитель по космосу командующего военно-воздушными силами
генерал Н. П. Каманин. - После трудной космической дороги началась непростая
земная. Весь мир требовал Гагарина. Всем хотелось знать что-нибудь о его жизни,
увлечениях, привычках..."
14 апреля 1961 г. самолёт с первым космонавтом на борту
приземлился в аэропорту Внуково. Подъехал трап, Ю. А. Гагарин вышел из салона и
начал спускаться на дорожку... "Надо было идти, и идти одному, - делился
он позже своими мыслями. - И я пошёл. Никогда, даже там, в космическом корабле,
я не волновался так, как в эту минуту. Дорожка была длинная-предлинная. И пока
я шёл по ней, смог взять себя в руки. Под объективами телевизионных глаз, кинокамер
и фотоаппаратов иду вперёд. Знаю, все глядят на меня. И вдруг чувствую то, чего
никто не заметил, - развязался шнурок ботинка. Вот сейчас наступлю на него и
при всём честном народе растянусь на красном ковре. То-то будет конфузу и смеху
- в космосе не упал, а на ровной земле свалился..."
Встреча была грандиозной. Ю. А. Гагарин стал национальным
героем и кумиром многих людей на планете.
Александр Глушко
|