"БЕЗ ТРУДНОСТЕЙ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕТ ЖИЗНИ"
Владимир Николаевич Челомей родился 30 июня 1914 г. в
польском городе Седльце, что недалеко от Варшавы, в семье учителей. В начале
Первой мировой войны семья переехала на Украину, в Полтаву, а затем, в 1932 г.,
- в Киев. После окончания в 1937 г. Киевского авиационного института Челомей
ещё несколько лет преподавал в нём, а в 1941 г. перешёл в Центральный институт
авиационного машиностроения имени П. И. Баранова. Здесь он создал пульсирующий
воздушно-реактивный двигатель.
Спустя три года Владимира Николаевича назначили главным
конструктором и директором завода №51. Его основной задачей стали разработка и
производство модели управляемого самолёта-снаряда, альтернативного немецкой "Фау-1".
Челомеевские самолёты-снаряды 10Х прошли испытания в 1945- 1948 гг., но из-за
малых дальности и скорости, невысокой точности, а также отсутствия их носителей
руководство ВВС отказалось принять их на вооружение, сделав свой выбор в пользу
микояновского КС-1, созданного на базе МиГ-15.
Испытания ракеты продолжались до 1952 г. Опытный образец 16Х
развивал к этому времени скорость до 912 км/ч, однако точность и надёжность
ракеты по-прежнему оставались низкими и не отвечали предъявляемым требованиям. А
в 1953 г. В. Н. Челомея несправедливо обвинили в фальсификации отчётов по
испытаниям ракет и отстранили от руководства ОКБ-51.
Двумя годами позже его проектом противокорабельной крылатой
ракеты со складным крылом заинтересовалось руководство ВМФ, и Владимир
Николаевич был назначен главным конструктором ОКБ-52. Первый пуск этой ракеты
состоялся 12 марта 1957 г., а в 1959 г. её приняли на вооружение. В последующие
два года в ОКБ-52 было проработано десять вари антов этой ракеты, из которых
выбран наиболее удачный П-5Д. Одновременно строились первые ракетные комплексы
загоризонтного поражения целей. П-6 стал одним из основных видов оружия
советского подводного флота, а П-35 - кораблей, самоходных и стационарных
наземных пусковых установок.
В 1959 г. Челомей выступил с предложением о создании
многоступенчатой баллистической ракеты. Руководитель страны Н. С. Хрущёв это
предложение поддержал и распорядился передать в 1960 г. мощное ОКБ-23 в
подчинение ОКБ-52. Вскоре под руководство Челомея перешли также
Машиностроительный завод имени М. В. Хруничева, а затем Дубнинский
машиностроительный завод и ОКБ-301 имени С. А. Лавочкина. Совместными силами
этих коллективов была создана первая ракета повышенной боевой готовности, размещаемая
в шахтной пусковой установке, - УР-100. Эта ракета в качестве перехватчика со
сверхмощной (не менее 100 Мт) боевой частью должна была стать основой системы
противоракетной обороны "Таран".
Ещё одна программа, над которой трудился Челомей, предусматривала
разработку пилотируемого облёта Луны, осуществление высадки на неё и
возвращения экипажа на Землю. Для этого рассматривался ряд проектов
маневрирующих спускаемых аппаратов, в том числе ракетоплана "Р". Для
первого полёта на Луну предполагалось использовать челомеевскую ракету УР-500К,
для второго - её модификацию УР-700. Первые спутники, созданные в ОКБ-52, -
"Полёт-1" и "Полёт-2" уже умели менять орбиты. К сожалению,
в 1964 г., после смещения Хрущёва, многие проекты, в том числе работы по
ракетоплану, были закрыты.
16 июля 1965 г. состоялся запуск разработанного под
руководством Челомея тяжёлого научного спутника "Протон", в честь
которого впоследствии назвали ракету-носитель, до сих пор надёжно служащую делу
освоения космического пространства. Тогда же на основе ракетно-космического
комплекса "Алмаз" было заложено семейство орбитальных пилотируемых
станций "Салют".
Владимир Николаевич Челомей умер 8 декабря 1984 г., оставив
богатое научное наследие в области теории параметрических колебаний, динамической
устойчивости упругих тел, нелинейной теории гидравлических сервомеханизмов. За
выдающиеся заслуги академик Челомей удостоен Ленинской и Государственных премий,
высших наград Академии наук СССР - Золотой медали имени Н. Е. Жуковского и
Золотой медали имени А. М. Ляпунова, а также многих других наград и званий. В
память о знаменитом учёном на территории МГТУ имени Н. Э. Баумана установлен
его бюст. В этом учебном заведении Челомей преподавал с 1952 г., здесь он
создал кафедру "Аэрокосмические системы" и научные школы "Нелинейная
механика", "Динамика ракет и космических летательных аппаратов".
Евгений Кулешов
|