ПОСЛЕДНИЙ СТАРТ "ЧЕЛЛЕНДЖЕРА"
28 января 1986 г. американский космический корабль
многоразового использования "Челленджер" взорвался на 75-й секунде
полёта. Погибли семь астронавтов: Фрэнсис Скоби (командир), Майкл Смит (пилот),
Джудит Резник (орбитальный специалист), Элисон Онизука (орбитальный специалист),
Роналд Макнейр (орбитальный специалист), Грегори Джарвис (орбитальный
специалист), Шэрон Криста Маколифф (гражданский специалист, работавшая в рамках
программы "Учитель на орбите"). Конкретная причина катастрофы ни у кого не вызывала сомнений:
на видеозаписи, сделанной камерой, сопровождавшей старт корабля, хорошо видно, как
на стенке одного из ускорителей появляется пламя, которое разрастается и
достигает внешнего топливного бака. В космической транспортной системе "Спейс
шаттл" применяются самые большие в мире твердотопливные ускорители. Обычно
они изготавливаются путём залива расплавленной смеси горючего и окислителя в
корпус. Но при таких размерах невозможно получить равномерно плотную массу, поэтому
ускорители собираются из отдельных секций. Расследование выявило, что
раскалённые газы из ускорителя прорвались через уплотнение стыка между этими
секциями.
Однако технология модульно-сборных твердотопливных блоков
появилась не вчера, и подобные агрегаты используются не только в системе "Спейс
шаттл" (например, чуть меньшие - в ракете "Титан-3"), а
ускорители челнока изначально рассчитывались на многократное применение, т. е. их
надёжности постоянно уделялось большое внимание. В частности, герметичность
соединения секций обеспечивалась как за счёт уплотнения, так и лабиринтным
профилем самого стыка. Тем не менее, катастрофа произошла! В конце концов, официально главной причиной трагедии
признали нарушение температурного режима эксплуатации многоразового корабля. Дело
в том, что любые полимерные материалы крайне чувствительны к колебаниям
температуры, выходящим за пределы рабочего диапазона. Перед запуском "Челленджер"
долгое время простоял на стартовом комплексе в условиях низких температур, нехарактерных
для Флориды. Это вызвало промерзание и, видимо, сделало хрупкими полимерные
уплотнители. Снятие корабля со старта для тщательного контроля привело бы к
значительному переносу сроков полёта, что посчитали невозможным по политическим
соображениям.
При осмотре обломков корабля, поднятых со дна Атлантического
океана, выяснилось, что астронавты пострадали не от взрыва. Кабина челнока
практически не получила повреждений, по инерции поднявшись до высоты более 40
км. Как минимум два члена экипажа смогли включить автономные системы
жизнеобеспечения, но погибли при ударе о воду. Очевидно, их спасли бы парашюты,
но они предусматривались только в том случае, если на челноке летели двое.
Сергей Александров
|