ДРЕВНИЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
Всего лишь несколько десятилетий прошло с тех пор, как
человечество вступило в космическую эру. Мечты же о полётах на небо к Солнцу, Луне
и звёздам в течение тысячелетий находили отражение в народном эпосе. Ассирийские,
вавилонские, древнеиндийские и персидские сказания, финские былины, греческие
мифы донесли из глубины веков существовавшие представления о космическом
пространстве и способах передвижения в нём. Не обладая достаточными знаниями о
строении Вселенной и имея в распоряжении самые примитивные технические средства,
далёкие предки придавали своим мечтам фантастическую образность.
В те времена люди не разделяли космос и небо, им казалось, что
оно (земная атмосфера в современном понимании) должно простираться бесконечно. И
именно на нём расположены Луна, планеты и звёзды. В большинстве древних
преданий стремление к полётам часто рассматривается не как возможность быстрее
оказаться в нужном месте на Земле, а именно как способ достичь объектов за её
пределами. Часто полёты на небо и "выше неба", к планетам и звёздам, представлялись
человеку доступными крылатым земным существам, и в своих фантазиях он
использовал их для путешествий туда.
Так, в карело-финском народном эпосе "Калевала", составленном
из песен - рун, повествуется о странствиях пчелы:
Поднялась с Земли та пчёлка,
Поднялась на крыльях с дёрна,
Опахалом нежным машет,
Вверх летит на малых крыльях,
Над двором Луны взлетает, край затронула
у Солнца,
И медведицины плечи,
У семи звёзд только спину,
Полетела в погреб к Богу. В "Калевале" можно найти и рассказ о полёте на
небо Лоухи, хозяйки сказочной страны Похъёлы, собравшейся похитить Солнце и
Месяц. Правда, ничего не сказано о способах её перемещения.
Первые воображаемые путешествия на небо, в которых вполне
отчётливо описаны использовавшиеся для этого средства, связаны с птицами.
Во время раскопок в Ниневии (современный Ирак) была найдена
библиотека царя Ашшурбанипала, состоявшая из нескольких тысяч глиняных табличек
с иероглифами и изображениями. На них ещё в VII в. до н. э. были записаны
различные сказания, магические тексты и астрологические таблицы. Среди них
обнаружили и предание о полёте благочестивого Этана на орле к небу, к богу Ану,
за травой плодородия. Это путешествие, согласно легенде, состоялось за 3200 лет
до новой эры.
В иерусалимском Талмуде есть сказание о полёте, совершённом
Александром Македонским (356-323 до н. э.) к Солнцу и Луне на "царском
троне", запряжённом четырьмя грифами.
Древнеримский поэт и мыслитель Овидий (43 до н. э. - около 18
н. э.) изложил в "Метаморфозах" миф о Дедале, великом скульпторе и
архитекторе. Будучи "добровольным" пленником царя Миноса, он вместе
со своим сыном Икаром сконструировал крылья из перьев, скреплённых воском. Отец
рекомендовал сыну не забираться слишком высоко и не опускаться чересчур низко. Благополучно
взлетев и покинув остров Крит, Икар не послушался совета и направил свой путь к
Солнцу.
Соседство палящего
Крыльев скрепление - воск благовонный - огнём
размягчило;
Воск, растопившись, потёк...
Икар рухнул вниз и погиб. В этом мифе Дедал показан как
истинный учёный, осторожно ищущий новый путь, а Икар - как мечтатель, идущий на
смертельный риск ради мгновенного достижения цели. Предшественниками же героев известного мифа можно считать
братьев Сампари и Эатайюса из древнеиндийского эпоса "Рамаяна", созданного
в середине I тысячелетия до н. э. С помощью крыльев они также летали к Солнцу.
"Я и Эатайюс, - рассказывает Сампари, - соперничая в безумном честолюбии и
стремясь к всемирной славе, взлетели в пространство… Преследуя Солнце, мы
быстро пронизывали пространство…"
Первым дошедшим до нас авторским фантастическим
произведением о посещении человеком близлежащих небесных тел стало "Истинное
повествование" величайшего греческого философа-софиста Лукиана
Самосатского (около 120 - после 180 н. э.). Его герои для путешествия на Луну
использовали и крылья, подобные сконструированным Дедалом, и фантастический
корабль, который был поднят на высоту 3 тыс. стадий (около 500 км) небывалой
силы смерчем. Попав на Луну, они обнаружили, что она населена такими же людьми,
ведущими подобный землянам образ жизни.
Но не только крылья использовались для полётов в мифах и
сказках. В качестве "носителей" героев повествований широко
распространены кони - "реальные" и заведомо фантастические.
Сюжеты о них можно найти в Библии. Так, Илья-пророк
возносится на небесный свод в колеснице, запряжённой огненными конями. В Коране
(630 г. н. э.) приводится рассказ о полёте пророка Мухаммада (около 570-632) к
богу на крылатом существе Бораке. В арабских сказках, сложенных за тысячелетия до новой эры, повествуется
о полётах персидского царевича к Солнцу на волшебном коне, а вот царь Нимврод
сражался с Богом, поднявшись на небо на грифах.
В русских сказках "Марк - богатый", "Василий
бесчестный", "Жар-птица" и "Василиса-царевна" обыгрывается
один и тот же сюжет. Царь посылает доброго молодца к Солнцу, с тем чтобы узнать,
почему оно трое суток не восходит. Тот отправляется в дорогу на коне, узнает
всё, что требовалось, и возвращается обратно. Распространённость космических
путешествий в русских сказках объясняет и наличие сходного сюжета в сказке "Конёк-Горбунок",
написанной Петром Павловичем Ершовым (1815-1869) на их основе. Её герой
Иванушка на своём коньке посетил Луну - мать Царь-девицы:
Говорит ему царица:
"Месяц - мать мне, Солнце - брат".
Вот Иван и отправился туда по приказу Царя: ...конёк туда вбежал.
Где (я слышал стороною)
Небо сходится с землёю,
Где крестьянки лён прядут,
Прялки на небо кладут.
Тут Иван с Землёй простился
И на небе очутился,
И поехал, будто князь…
Столетиями пересказывались и переписывались сказки, легенды
и мифы. Обыгрывались одни и те же сюжеты, использовались одни и те же
технические средства ("летучие" корабли и колесницы) и живые существа,
чтобы добраться до небесных сфер. Так продолжалось до середины XVII в., когда
успехи астрономии и техники вызвали новую волну интереса к "космическим"
путешествиям, дав толчок к развитию такого литературного жанра, как научная
фантастика.
Василий Чеснов
|